На этом сайте используются файлы cookies для улучшения вашего пользовательского интерфейса.

Методика проведения скрининга детского зрения

Внимание! Все обследования проводятся у детей, которые при ориентировочной проверке остроты зрения прочитали все оптотипы (острота зрения 1,0).

Опрос с занесением ответов в оценочный лист («+» или «0») (пункты 1, 2, 3 оценочного листа)

Оценочный лист

Тесты на наличие бинокулярности и мышечного равновесия глазодвигательных мышц, на состояние конвергенции

Тест на наличие бинокулярности

Методика обследования: Ребенку надо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении сотрудник, проводящий исследование.

Оценка результатов: При наличии бинокулярного зрения задание легко выполняется ребенком. При нарушении бинокулярного зрения совместить концы карандашей ребенку не удается — результат исследования «+» в пункте 4.

Тест на установочные движения.

Методика обследования:Сотрудник, проводящий исследование, сидит прямо перед ребенком и одной рукой держит карандаш на уровне своей переносицы (ребенок смотрит на кончик карандаша двумя глазами). Другой рукой поочередно закрывает и открывает глаза ребенку.

Оценка результатов:Если под рукой глаз отклоняется, то после того, как руку убирают- глаз возвращается в прямое положение и продолжает фиксировать карандаш. Это значит, что установочные движения есть — результат исследования «+» в пункте 4.

Тест на устойчивость конвергенции.

Методика обследования:Тестирующий медленно ведет карандаш по средней линии, приближая его к кончику носа ребенка начиная с 30 см от кончика носа и до 5-7 см.

Оценка результатов:Если в процессе исследования оба глаза смотрят на кончик карандаша симметрично - конвергенция устойчивая. Если при движении кончика карандаша к носу один из глаз отклоняется - конвергенция не устойчивая - результат исследования «+» в пункте 4.

При наличии отрицательного результата хотя бы в одном исследовании в 4 пункте оценочного листа ставим «+»

Тест Малиновского

Тест А.А. Малиновского проводится в 2 этапа:

  • определение остроты зрения (по общепринятой методике)
  • выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения

Порядок проведения обследования:

  • В помещении должно быть светло и оптотипы на таблице хорошо освещены. Школьник располагается на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы для определения остроты зрения. Острота зрения определяется поочередно для каждого глаза. Начинают обычно с правого. Второй глаз при этом нельзя зажмуривать. Его закрывают непрозрачной заслонкой. Начинают проверку с оптотипов на верхней строке, постепенно спускаясь к 10- й строке, которая соответствует остроте зрение 1.0.
  • На 2 этапе к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения общепринятым способом (по таблицам с картинками или буквами на расстоянии 5 м. Каждый глаз обследуется отдельно, другой глаз закрывают заслонкой. Не зажмуривают и не прижимают ладонью! Для тестирования используются линзы силой +1,0 дптр.. Линзы можно вставлять в пробную очковую оправу, однако для массовых обследований удобнее использовать обычные очки с необходимыми линзами (желательно в детской оправе).

Оценка результатов: Если ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10-ю строчку таблицы — тест отрицательный, нормальная возрастная рефракция.

Если ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочесть буквы 9-10-й строчки или вообще их различать – тест положительный, усиление возрастной рефракции (предмиопическое состояние) в пункте 5 ставим «+»

По результатам проведенных исследований заполняется оценочный лист:

По результатам осмотра, ребенок попадает в определенные группы риска (согласно заполненному оценочному листу) и каждому составляется индивидуальная программа по предотвращению развития миопии. То есть, проводится первичная профилактика миопии с индивидуальным подходом. Индивидуальный подход в данном случает не персонализированный, а относится к группе, куда распределили ребенка.

1 группа - здоров, или имеет предикторы 1 уровня — рекомендации: Соблюдение зрительного режима, общеукрепляющая гимнастика, прогулки не менее 1,5 часов в день, самоконтроль остроты зрения 1 раз в 3 месяца

2 группа - здоров, имеет любое сочетание предикторов 1,2 или 3 уровня (1,2,3) или (1,2) или (1,3) или (2,3) — рекомендации: Соблюдение зрительного режима, общеукрепляющая гимнастика, прогулки не менее 1,5 часов, упражнения по Аветисову по схеме, самоконтроль остроты зрения 1 раз в месяц

3 группа - острота зрения 1,0, но есть предикторы 4 или 5- рекомендации:

Посещение врача-офтальмолога в ближайшее время.

Оценочный лист сохраняется в медкарте ребенка 026-У в школьном медицинском кабинете для информирования врача и для оценки динамики при следующем скрининге.